Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на своём сайте для взаимного общения! Надеюсь что вам понравился мой сайт, и вы придёте на него снова.
583882706 (500x200, 142Kb)

Развивающая предметно - пространственная среда



                             




В дошкольной педагогике под термином «развивающая предметно – пространственная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». 
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. 

Функции развивающей предметно - пространственной среды. Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. 

Функция воспитателя: используя развивающую предметно – пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно – пространственную среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. 

Паспорт группы общеразвивающей направленности «Чиполлино».
 1
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию основной образовательной программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
РППС организована с учётом требований ФГОС,
где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие


Центр безопасности: Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, настольно - печатными играми, сюжетными иллюстрациями, раздаточным и демонстрационным материалом, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, художественная литература, медиатека. Хорошим дидактическим пособием служит модель с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором домиков, деревьев, моделек машин и дорожных знаков.

Центр сюжетно-ролевых игр:

- дидактические игры: социально-нравственного характера, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;

-картинки с изображением различных трудовых процессов;

-атрибуты для сюжетно-ролевых игр; 
- наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- предметы-заместители.

Познавательное развитие

Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», и др. 

Центр познавательно-исследовательской деятельности совмещён с центром природы. 

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; 

- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе; 
- модели времен года; 
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, 
- календарь природы; 
- паспорт комнатных растений; 
-гербарии; 
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; 
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала; комнатные растения и пр 
- инвентарь для посадки семян и рассады; 
- серии картин с изображением природных сообществ; 
книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции (киндер-сюрпризов и т.д.), материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»; 
природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; 
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; 
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл, контейнеры от термометров 
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. 
- сито, воронки 
- половинки мыльниц, формы для льда 
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы 
- клеенчатые фартуки, тряпки 
- карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
Центр развивающих игр: В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры», «Учись считать», «Цвет», «Форма», «Размер». 
Дидактические игры: «Веселый счет», «Веселые фигуры», «Подбери по форме», Познавательная игра- лото «Математика», игра "Логические таблицы" и т.д. 
Развивающие игры: блоки Дьенеша с приложениями, игра "Сложи узор" (по Никитину) «Прозрачный квадрат», «Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо -Соты» (с образцами), «Чудо-крестики 2, 3» (+образцы), «Логоформочки» и др.
Центр конструирования: 
- наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний; 
- мозаики крупные, средние, мелкие; 
- пазлы; 
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины; крупный строительный материал; 
- нетрадиционный материал: - картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, 
- игрушки для обыгрывания построек;
Центр патриотического развития: государственная символика родного города, ХМАО и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Здесь дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей нашего края. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.
Центр книги: 
- детские книги по программе; 
- любимые книги детей (книги по интересам); 
- сезонная литература; 
- тематические альбомы; 
- портреты детских писателей 
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки, небылицы. 
- картотека пословиц 

- ноутбук с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Центр речевой деятельности 

Игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирования словаря, мнемотаблицы.

Игры и пособия на развитие речевого дыхания.
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
Игры на развитие связной речи. 
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
Картотека речевых игр.


Художественно-эстетическое развитие

Центр изобразительного творчества: 

- схемы последовательного рисования предмета; 
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов; 
- книжки-раскраски с образцами; 
- картотека тематических книжек-раскрасок; 
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.; 
- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка; 
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; 
- пластилин, наборы для детского творчества; 
-инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам. 
Центр музыкально-театрализованной деятельности: это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров: (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый, резиновых игрушек; лопаток; картинок, магнитный), настольные игры из серии «Играем в сказку», маски персонажей и элементы костюмов, декорации дети изготавливают самостоятельно.
Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с музыкальным руководителем, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Поэтому в центре имеются различные музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками.
А также:
· Портреты великих композиторов
· Картотека музыкальных и театрализованных игр
Центр двигательной активности: содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. В центре есть:
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания;
- спортивный инвентарь, атрибуты к подвижным играм.
В шумном игровом пространстве обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.
В группе также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. На удобном диванчике ребёнок может рассмотреть любимую книжку, посмотреть фотографии, порисовать и т.д.
По всем образовательным областям имеется видеотека (иллюстрации, презентации, мультфильмы, игры и т.д.)
Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
Таким образом, мы обеспечиваем сменяемость образовательной среды, делаем ее разнообразной и интересной для детей, развивающая предметно – пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
2
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и потребностей детей. Эту задачу мы решаем при помощи трансформируемой мебели в наших группах. У нас имеются легкие пластиковые выдвижные ящики, которые легко перемещаются по желанию ребенка в удобное место группового пространства для игры или другой деятельности. Также имеются столы, которые можно ставить, по-разному разграничивая центры активности или объединяя, либо комбинируя трансформации, в зависимости от цели деятельности и замысла детей и педагогов. Спальная комната в группе оборудована трансформируемыми выдвижными трехъярусными кроватями, что позволяет использовать дополнительное пространство для различных видов деятельности детей. В спальне позволяет использовать пространство для двигательной активности детей, для индивидуальной работы. Также задача трансформируемости среды в нашей группе решается путем задействования легких игровых домиков, ширм, которые могут передвигаться, образуя новые помещения. Трансформируемая мебель очень удобна и позволяет менять интерьер группы, делать его вариативным и нескучным. Периодически обновляемые съемные панели, изображающие быт, труд, природу, вещи, ситуации. В группе в каждом уголке предусмотрена возможность трансформации и изменения расположения некоторых предметов по мере необходимости с помощью применения ширм-перегородок, переносны х модулей, используя пространство образующих материалов. В группе есть уголок безопасности, в котором тематика меняется по темам – ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, ППБ. Книжный уголок может быть преобразован в разные тематические выставки - «Моя страна», « Мой город», « Мой край» и т.д. Материалы и оборудование из одной образовательной области дети могут использовать и в ходе реализации других областей.
3
Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов - заместителей в детской игре).
Развивающая предметно – пространственная среда открывает ребёнку множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, должна быть многофункциональной. 
Полифункциональность РППС предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. Задачу полифункциональности мы решаем наличием предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления. Это - разнообразный природный, бросовый материал, пригодный для использования в разных видах детской активности, например, для изготовления различных макетов, поделок, в качестве атрибутов для различных видов игр. Полифункциональные коврики, макеты изготовленные из различных материалов их дети используют для сюжетной игры (ковер – самолет, цветущий луг, лесная полянка, звездное небо, озеро, река, болото и т. д.). Легкие, мобильные ширмы которые дети используют для театрализованной деятельности, а также в качестве маркеров игрового пространства для сюжетно - ролевых игр. В группе одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно – ролевых играх, переносные ширмы, мольберты – в познавательно – исследовательской деятельности, ширмы могут использоваться не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения. и т.д. В группах ДОУ открывается возможность для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности.                             
4
Вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, 



наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Разновысотная мебель. Чтобы позиции взрослых и детей можно было варьировать в зависимости от их желаний и занятий, высота мебели легко меняется.
5
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Доступность среды позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого. Все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, доступны для детей. Выставки детских работ размещены удобно, на уровне детей, сам ребенок имеет возможность поместить туда свой рисунок или поделку. Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. В нашей группе большое внимание уделяется самостоятельной деятельности ребенка, во время которой он может уединиться, заняться любимым делом или игрой. Самостоятельная деятельность дошкольника не приводится к проведению игр. Во время самостоятельной деятельности ребенок должен быть предоставлен себе. Одни дети хотят уединиться, другие заниматься творчеством, третьи – спортом. Мы создали условия для уединения, релаксации и отдыха.
6
Безопасность предметно -пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям надёжности и безопасности. Вся мебель в нашей группе изготовлена из безопасных сертифицированных материалов, соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно- гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта. Оборудование группового пространства соответствует санитарно - гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее.


Развивающая предметно-пространственная среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна. Она не может быть построена окончательно, поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

 
 
 
 
 
 



































Комментариев нет:

Отправить комментарий

Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на своём блоге для взаимного общения! Надеюсь что вам понравился мой блог, и вы придёте на него снова.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...