В старшем дошкольном
возрасти значительно изменяется отношение ребенка к: игрушке. Меняется также
роль игрушки в играх. Ребенок уже меньше нуждается в готовом образе,
представляемом игрушкой. Он способен сам создать тот или иной образ. Он
предпочитает сам исполнять роль в игре. Игрушка нужна как материал для
выполнения, замысла. Дети предпочитают игрушечную мелочь крупным игрушкам
(мелкие фигурки, изображающие людей, наборы поездов и др.). Возрастает
требование к комплексности игрушки.
У детей возникает также
интерес к поделкам, конструкциям. Сама по себе конструктивная деятельность
зарождается в игре, является одной из форм игры. Включение конструктивной
деятельности в творческую игру значительно обогащает действенней характер самой
игры и реализацию.
Наиболее педагогически
ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
Полифункциональность.
Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка,
сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию
творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др. ;
возможность применения
в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию
одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего
партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки,
совместные игры и др. ;
дидактические свойства
игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка
конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать
механизмы программированного контроля, например, некоторые электрофицированные
и электронные игры и игрушки;
принадлежность игрушки
к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством
художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и
знакомят его с художественным народным творчеством.
Игрушки такого рода при
наличии соответствующих описаний-инструкций или методических рекомендаций,
содержащих возрастную адресованность, способы и области их применения,
оказывают позитивное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в
условиях семьи, так и в жизни дошкольного образовательного учреждения,
педагогическом процесс
Игрушка - способ
детского развития, его атрибут и условие. Игрушке принадлежит важная роль в
развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом
зависит его интеллектуальное и личностное развитие - способностей, воображения
и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
Одним словом, выбор игрушки - дело ответственное. Чем должна быть игрушка для
ребенка? «Источником радости, мотивом для живой игры, объектом для проявления
всех инстинктов развивающейся жизни». Пожалуй, этим критерием и стоит
руководствоваться при выборе игрушек.